666

Avgit-tools

Пробы и пробирные клейма на ювелирных изделиях из золота и других драгоценных металлов. Рисунки и фото проб золота, помогающие узнать страну ювелирного завода производителя и процентное содержание драгметалла в сплаве. proby-zolota

Сегодня мы поговорим о том. какие бывают пробы и пробирные клейма на ювелирных изделиях из золота и других драгоценных металлов. также рассмотрим рисунки и фото проб золота, помогающие узнать страну ювелирного завода производителя и процентное содержание драгметалла в сплаве. proby-zolota

Все ювелирные заводы наносят клеймо на свою продукцию с помощью трех основных способов: механическим путем, лазерным и электроискровым. Каждый способ подбирается индивидуально от размера и важности ювелирного изделия. Ведь с каждым годом украшения делают все более тонкими, изящными, с плавными линиями, а процесс нанесения клейма должен приспосабливаться под эти нововведения и не портить при этом внешний эстетичный вид украшения. Таким образом, с развитием техник и тонкости работы, развиваются и способы нанесения клейма на драгоценные украшения. Каждый из этих трех способов имеет свои преимущества и недостатки


Механический способ нанесения клейма довольно жесткий и грубый. Метка наносится на золото под влиянием физического воздействия на металл. Механический способ нанесения клейма Все оттиски осуществляются с помощью специальных отбойных молотков и тисков, которые прочно фиксируют изделия для удара. Этот метод известен еще с XVII века. Клеймо на золоте с помощью этой техники выглядит всегда четко. Подобные клейма являются долговечными и не портят внешний вид изделий. На сегодняшний день около 80 процентов всей продукции продолжает клеймиться именно так. Нынешнее производство автоматизировано и на конвейер поставлено сотни украшений, которые быстро получают свое заветное клеймо на обратную сторону. Довольно редко присутствует риск деформации или царапин. В таких случаях изделие должно поддавать более тонкому и аккуратному нанесению клейма.

Электроискровые способы – это возможность обработать металл и поставить на него клеймо более тонко и правильно. Нанесение происходит за счет выжигания искрами определенного заданного рисунка или текста. Такое нанесение долговечное даже на самых хрупких и миниатюрных изделиях. Для нанесения искр поверхность ювелирного изделия должна быть идеально гладкой и ровной. Это один из «молодых» способов клеймения, так как его придумали и разработали только в 1967 году.


Лазерный метод позволяет делать клеймо на золоте с помощью специального оборудования, которое имеет лазерную установку. Гравировка при этом довольно мелкая и незаметная невооруженным взглядом. При этом она довольно долговечная и выносливая. Производительность такого станка небольшая, лазер способен клеймить за смену не более 600 изделий тонкого и сложного производства. Клеймо лазером имеет свое преимущество, оно способно делаться как внутри изделия, так и выпуклым. Не рекомендуют наносить выпуклые клейма на места, которые поддаются быстрому износу. Особенно это касается внутренней части колец. При подобном случае, клеймо с легкостью может стереться за неполные 5 лет при ежедневной носке украшения.

Таким образом, виды клейма на золоте должны обусловливаться сложностью изделия, его внешним видом, расположением главных камней и сложностью ювелирного дизайна. Чем нестандартное украшение – тем сложнее нанести на него обязательное клеймо, сертификат качества и номер пробы.

Бывают случаи, когда палата контроля дополнительно согласовывает с производителем место установления всех нанесений, чтобы не испортить дорогостоящее изделие и не нарушить идею и дизайн мастера – ювелира.

Важно понимать, что изделия без «именника», клейма и пробы – это подделка, которая не ценится. Не нужно попадаться на уловки мошенников, лучше лишний раз поинтересоваться знаками качества и не разочароваться впоследствии таким фальшивым украшением. Продавать украшения и драгоценности без клейма – это значит нарушать законодательство и подвергать своих клиентов некачественному товару. Вы всегда имеете право вернуть некачественный товар в ювелирный салон, если сумели сберечь все чеки и сертификаты возврата. Будьте бдительны!

Пробирные клейма означали город, где серебро проверялось на чистоту. С 1478 г. пробирные мастера (проверявшие и клеймившие серебро) обязывались делать это в здании Гильдии золотых дел мастеров, чтобы предотвратить незаконное клеймение некачественных изделий. Лондон, первый английский центр клеймения, сначала не имел пробирного клейма. В 1544 г. голова леопарда (изначально - клеймо стерлингового серебра) стала клеймом лондонской пробирной палаты. С конца ХVII в. были учреждены другие пробирные палаты. Каждый центр имел свое клеймо: Честер (1686-1962) - меч и три снопа пшеницы; Эксетер (1701-1883) - замок с тремя башнями; Ньюкасл (с1702) - три замка; Бирмингем (с 1773) - якорь и Шеффилд (с 1773) - корону.

Клеймо мастера. С 1363 г. клеймо мастера, "именник", было его символом (многие тогда не умели читать). В конце ХVII в. к символу добавились инициалы мастера. На протяжении следующего века символы вышли из употребления, и клеймо состояло из инициалов имени и фамилии мастера. В период британского стандарта (1697-1720) мастеров обязали зарегистрировать новые знаки, состоящие из первых двух литер их фамилии.

Буквенные годовые клейма. Означающая дату литера, появившаяся на лондонском серебре в 1478 г. и используемая до сих пор, указывает год пробирования предмета в пробирной палате. Литера изменялась ежегодно, так как поначалу пробирные мастера ежегодно сменялись. Литеры (обычно в алфавитном порядке) в каждой пробирной палате различные. Буква заключена в щиток, также ежегодно меняющий форму.

Клеймо стерлингового серебра. В Англии серебро, соответствующее требуемому высокому стандарту, клеймилось головой леопарда. Так как этот знак восходил к королевскому гербу, его называли "королевским клеймом". Когда клеймом стерлингового серебра стал идущий лев (1544), голова леопарда стала клеймом лондонской пробирной палаты. Клеймо "идущий лев" сменилось клеймом британского стандарта (1697-1720).

Британский стандарт. Во время гражданской войны в Англии (1649-1660) огромное количество стерлингового серебра было переплавлено в монеты для выплаты жалованья солдатам. После реставрации монархии (1660), когда на престол вступил Карл II, спрос на домашнее серебро возрос настолько, что монеты пустили на переплавку для производства необходимой домашней утвари. Делалось это нелегально, и для уничтожения этой практики в 1697 г. был введен британский стандарт: 95,8 % бесприместного серебра. Для контроля над системой установили новые клейма. Идущий лев сменился фигурой женщины, олицетворяющей Британию, а львиная голова - головой леопарда в короне (клеймо лондонской пробирной палаты того времени). Стерлинговый стандарт был вновь принят в 1720 г.

Налоговое клеймо. Впервые налог на серебро стал взиматься в Англии в 1720 г. Расходы Англии в период Американской войны за независимость (1775-1783) увеличили потребность в финансовых средствах, что привело к увеличению налога. В 1784 г. использовалось клеймо с профильной головой монарха, свидетельствующее об уплате налога во время пробирования. Профили монархов появлялись на английском серебре до 1890 г., когда серебряных дел мастера добились отмены налога.

Юбилейные клейма. По просьбе мастера пробирное управление на определенный период может легализовать клеймо в честь важного события или юбилея. Эти клейма не являются обязательными. В Англии среди юбилейных клейм - "Золотой юбилей" Георга V и королевы Марии (1935), коронация Елизаветы II (1953) и ее "Серебрянный юбилей" (1977)

В 1927 г. в СССР были установлены следующие пробы сплавов на основе драгоценных металлов:

пробы для изделий из сплавов на основе золота — 375, 500, 583, 750, 958;

пробы для изделий из сплавов на основе серебра —750, 800, 875, 916, 925; 960;

пробы для изделий из сплавов платины — 950;

пробы для изделий из сплавов палладия — 500, 850.




В западных странах используется каратная система проб, при которой 1000 метрических проб соответствуют 24 каратам. Для перевода пробы из метрической в каратную применяется следующее соотношение:

b = 24х/1000

где b — проба в каратах; x —метрическая проба. Например, 750-я проба соответствует 18 каратам, 583-я проба — 14 каратам, 375-я проба — 9 каратам.

Клеймение изделий из драгоценных металлов осуществляется основными и дополнительными клеймами (рис.1).

К основным пробирным клеймам относятся клейма литер «А», «Б»,. «В» и «Г»,

Клеймо литеры «А» имеет круглую форму и состоит из знака удостоверения (эмблема серпа и молота на фоне пятиконечной звезды с трехзначным числом пробы) и шифра инспекции пробирного надзора.

Клеймо литеры «Б» может быть нескольких видов:

клеймо в виде лопатки, состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции пробирного надзора и пробы, предназначено для клеймения золотых и платиновых изделий;

клеймо в виде прямоугольника с выпуклыми противоположными сторонами состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции и пробы (750, 800, 875, 916, 925 и 960), служит для клеймения серебряных изделий;

клеймо усеченно-овальной формы, состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции и пробы (500, 850),. предназначено для клеймения изделий из сплавов на основе палладия.

Клеймо литеры «В» — двустороннее, круглое; состоит из двух частей: знака удостоверения с шифром пробирной инспекции и круглого знака с цифрами проб. Им клеймят изделия из драгоценных металлов на привешиваемых к ним пластинах.

Клеймо литеры «Г» имеет продолговатую форму с закругленными углами. Состоит из знака удостоверения, шифра инспекции и пробы и предназначено для клеймения тонколистового (сусального) золота и серебра.

К дополнительным пробирным клеймам относятся клейма литер «Д» и «Е».

Клеймо литеры «Д» имеет квадратную форму со срезанными углами. Это клеймо служит для клеймения разъемных, второстепенных и дополнительных частей изделий из драгоценных металлов.

Клеймо литеры «Е» имеет квадратную форму со срезанными углами и буквы «НП». Предназначено для клеймения изделий из драгоценных металлов, не соответствующих заявленной пробе.

Клеймение изделий из драгоценных металлов производится исходя из результатов опробования их на пробирном камне и контрольного анализа при следующих отклонениях от установленных проб:

для сплавов на основе золота не более +/- 3 пробы;

для сплавов на основе серебра не более +/- 5 проб;

для сплавов на основе платины не более +/- 5 проб;

для сплавов на основе палладия не более +/- 5 проб.


На практике пользуются наиболее простым методом определения пробы драгоценных металлов и их сплавов — нанесением раствора хлорного золота непосредственно на испытуемое изделие. На чистую поверхность проверяемого металла или сплава помещают каплю раствора хлорного золота и следят за результатом.

Пробой ювелирного изделия называется количественное содержание металла в сплаве (т.е. сколько содержится чистого драгметалла в 1000-че единиц сплава, который Вы держите в руке). Например – в цепи весом 1 кг, имеющим пробу 585, содержится 585 граммов чистого золота! Остальное – медь, серебро и проч -. по вкусу.( 415 грамм). Клеймо, которое у нас в России ставит Палата пробирного надзора, (а не сам мастер, как думают некоторые), подтверждает, что Вы держите в руке изделие именно 585 пробы в котором именно 585 частей чистого (999 пробы) золота. Мастер (или фирма) ставит на изделие свой именник, на котором отображены малозначащие для покупателя символы.(На новых, недавно изготовленных изделиях, важна первая буква именника – она означает год изготовления: А – 2001, Б – 2002 …Ж –отсутствует, З – 2007, вторая буква “М” – Москва, далее буквы – код мастера или фирмы).


Очень важно знать! При покупке ювелирных изделий обязательно убедитесь в наличии двух клейм – именника и пробы. Они должны быть четко пропечатаны и именник должен находится только слева либо сверху от пробы. Отсутствие именника при наличии пробы может означать следующее:

1. Проба фальшивая и металл не является драгоценным - самый плохой вариант, который встречался в былые времена.

2. Проба фальшивая, но металл соответствует заявленной пробе – очень частый вариант, означающий что мастерская работает “в темную”.

3. Проба настоящая, изделие привезено из-за границы и имеет еще какое-то заграничное клеймо (которое хорошо читается), тогда нашего (росийкого) может не быть. С этим все в порядке. Конечно, можно нарваться на изделие, где и именник и проба будут выглядеть как настоящее, а металл будет подделкой либо покрыт тонким слоем драгметалла – во избежание этого необходимо плотно общаться с продавцом и взять у него все необходимые товарные чеки и сертификаты. Неплохо так же самому рассмотреть именник и пробу в сильную лупу. Имейте ввиду, что некоторые импортные позолоченные изделия имеют клеймо, показывающее пробу именно этой позолоты, (покрытия), а не того, из чего сделано само изделие. На такие изделия в России пробу не ставят. Эти украшения могут стоить очень дорого и ввести покупателя в заблуждение по поводу того, из чего они сделаны. Импортные ювелирные изделия,(не прошедшие клеймение в России), имеют так называемые “каратные” пробы

 

По опыту видно, что эти изделия очень редко бывают поддельными (т.е. сделанными из фальшивого металла), однако сам драгметалл (золото), может быть такого состава, что при той же 585 пробе (14 карат) имеет температуру плавления, близкую к температуре плавления самого легкоплавкого припоя. Это создает большие трудности при ремонте и неопытный ювелир может изделие испортить. О подделке серебряных изделий можно сказать следующее: подделывают эти изделия крайне редко, т.к. стоимость серебра не высока, и если даже стоит фальшивая проба или просто цифры типа “916” или “925”,без всякого именника – этому, в подавляющем большинстве случаев, можно верить. Иногда изделия из недрагоценных металлов серебрят, а хозяин думает, что все изделие серебряное (часто это относится к столовым изделиям из мельхиора). В настоящее время многого серебряных изделий, изготовленных большими партиями, покрывают слоем родия, либо чистого серебра для предотвращения потускнения. 


Это очень хорошо, но если изделие ремонтировать –покрытие может сойти и вещь будет блестеть не так интенсивно, появятся пятна. Покрытие придется восстанавливать. До 1927 года в России существовала золотниковая проба. Подделок изделий с золотниковой пробой я не встречал (хотя они, конечно, есть). Номинал пробы легко переводится в современную по таблице. Старайтесь не покупать ювелирные изделия с рук, особенно у незнакомых людей! В этом случае я рекомендую вместе с продавцом сходить в ближайший ломбард и попытаться сдать изделие под залог. Если принимают, спросите у приемщицы, настоящая ли проба и что там за именник. После этого отказывайтесь от залога под предлогом что “надо подумать” и решайте с покупкой.

Из чистых благородных металлов ювелирные изделия, как правило, не изготавливаются. Для придания им необходимых механических свойств и цвета в них вводят добавки цветных металлов, получая сплавы, например, золота с серебром и медью, иногда с палладием, кадмием, никелем и цинком; серебра и платины - с медью; палладия - с серебром и никелем. Содержание драгоценного в металла в сплаве определяет его пробу.

В большинстве стран (в т.ч. в России) принята метрическая система обозначения пробы, по которой она обозначается числом частей благородного металла в тысяче весовых единиц сплава.

До 1927 года в России существовала т. н. Золотниковая система обозначения пробы (на основе русского фунта, содержащего 96 золотников), по которой проба выражалась весовым количеством благородного металла в 96 единицах сплава.


В США, Великобритании и Швейцарии принята т.н. каратная система, по которой 1000-я проба благородного металла соответствует 24 условным единицам.

1 каратная проба = 4 золотниковым пробам = 41, 666 метрическим пробам;

1 золотниковая проба = 10,4166 метрическим пробам.

Проба сплавов благородных металлов, из которых разрешается изготовлять ювелирные и другие изделия, устанавливается законодательным путем и гарантируется государством, для чего изделия обязательно проходят пробирный контроль и на них накладываются оттиски пробирных клейм, цифры которых определяют пробу. Для клеймения изделия в различных странах применяются пробирные клейма разнообразных форм и рисунков.

Наиболее распространен сплав золота 583-й пробы; сплавы этой пробы могут быть различных цветов в зависимости от количественного соотношения содержащихся в них цветных металлов. Например, если в сплаве золота 583-й пробы (58,3 золота) содержится примерно серебра 36, а меди 5,7, сплав приобретает зеленый оттенок; при 18,3 серебра и 23,4 меди - розовый; при 8,3 серебра и 33,4 меди - красноватый.

Для изготовления украшений с бриллиантами широко используют т.н. белое золото, которое содержит: в сплаве золота 583-й пробы - серебра 23,7 - 28,7, палладия 13,0 - 18 или никеля 17, цинка 8,7, меди 16; в сплаве золота 750-й пробы - серебра 7,0 - 15,0, палладия до 14, никеля до 4, цинка до 2,4, или никеля 7,5 - 16,5, цинка 2,0 - 5,0, меди до 15.

Сплавы золота 958-й пробы непрочны и поэтому используются в ограниченном количестве!

Сплав золота 375-й пробы содержит: золота 37,5, серебра 10,0, меди 48,7, палладия 3,8.


Наиболее распространен сплав серебра 875 пробы. Его используют для изготовления украшений и предметов сервировки стола. Сплав 916 пробы используют для производства предметов сервировки стола с покрытием эмалью; сплав 960-й пробы - для изготовления филигранных изделий. Сплавы платины и палладия применяются в ювелирном деле в незначительных количествах.

Серебряные и латунные изделия для защиты от быстро наступающего окисления и улучшения декоративных свойств покрывают электролитическим способом тонким слоем золота 999-й пробы (золочение) или серебра 999-й пробы (серебрение)

Импортное золото, привезенное из Италии, Турции, Китая, Швейцарии и др. стран, не всегда соответствует российским стандартам, попросту говоря, не всегда является качественным продуктом. Часто ювелирные изделия ввозятся в Россию, минуя таможню, а соответственно и органы пробирного контроля. Статистика утверждает, что более 70% импортного золота является поддельным, поэтому следует быть особенно внимательным при выборе ювелирных изделий. Помните, что импортное золото (даже, если оно настоящее) является более хрупким, соответственно отличается от отечественного золота по составу и цвету - большинство ювелирных изделий имеет желтый или белый цвет и содержит меньше меди.



Клеймо на золотом изделии не может появиться случайно. Это целый процесс, который подтверждается специальными знаками от государственных служб. Если украшения или другие золотые вещи не соответствуют заявленному качеству, пройти клеймение этим изделиям не удастся. Государственный гарант качества выглядит в виде звезды, женской головы с кокошником или серпом с молотом. Последний из символов в наше время перестали использовать. С помощью таких обозначений можно легко и просто определить фальшивое золото находится перед вами или настоящее, так как подделать государственное клеймо достаточно трудно.

Стоит понимать, что государственные территориальные службы могут клеймить не только золото, но и другие благородные металлы. Все, что выпускают ювелирные заводы или мастерские клеймится в обязательном порядке, если проходит контроль качества. Под это попадает серебро, платина, титан и другие дорогие сплавы.



Клеймо на золоте вправе делать только специальные специалисты палаты пробирного надзора, а не сами ювелиры. То клеймо, которое мастера – ювелиры ставят самостоятельно, не является гарантом качества. Их собственные знаки называют в народе «именник», который может доказать подлинность мастера, который работал над этой ювелирной работой. Не опытному покупателю такой «именник» мало о чем скажет. Только настоящие профессионалы научились различать «почерк автора» и легко по одному взгляду могут рассказать, чья это работа. Все чаще «именник» показывает не только личный символ авторства ювелира, но еще и сможет обозначить год изготовления и город, где сотворилось это ювелирное чудо.

После приобретения на территории России золота из другого государства, вы всегда сможете найти на нем знак государственного качества. Без национального российского клейма невозможно продать ни одно золотое украшение. Таким образом, покупая импортное кольцо, вы увидите на нем несколько дополнительных и непонятных надписей. Клеймо на золотом кольце будет показывать гарант качества страны – производителя, гарант Российской Федерации и количество карат в этом изделии.

Стоит напомнить, что западная каратная система тоже довольно проста для обозначения пробы металла. За основу берется слиток чистого золота и делится на 24 части. Сколько частей чистого золота находится в изделии – на столько карат он и тянет



На территории России допускается производство и распространение золотых изделий, пробы которых равняются и приходятся на 375, 500, 585, 750 и 999 качества. Проба изделия ставится неподалеку от клейма и отображает процентное соотношение чистого золота в данном изделии с расчета на данный сплав весом 1000 грамм.



Первые пробирные клейма были придуманы и воплощены в жизнь в начале XIX века. С тех пор они не успели слишком поменять свой дизайн или переместится в другие места изделия. Форма и размер клейма напрямую зависят от страны – производителя данного украшения. К примеру, украинские ювелирные фабрики обозначают свои ювелирные изделия маленьким трезубцем, а вот украшения Российской Федерации исконно оставляют небольшую гравировку в виде пятиконечной звезды или головы женщины в русском кокошнике. Клеймо неизменно ставят рядом с обозначением пробы. Таким образом, на любом качественном золотом изделии вы обязательно сможете найти номер и небольшой значок рядом. Часто эта гравировка настолько маленькая, что увидеть ее невооруженным глазом практически невозможно.



Кроме клейма и пробы золота, на изделии можно рассмотреть миниатюрный шрифт от специальных инстанций, который контролируют выпуск и качество драгоценных изделий. Этот орган называют инспекцией пробирного надзора. Чтобы проверить подлинность и качество украшения, его поддают неким испытаниям – проверяют на специальном пробирном камне или же обрабатывают раствором хлорного золота. Цвет, который получается в конечном итоге и дает понять, из какого состава состоит то или иное золотое изделие. Кроме заявленного шифра существует еще и клеймо с надписью «НП», которая заявляет о том, что после реставрации – это золотое украшение не соответствует заявленным ранее качественным показателям.