666

Avgit-tools

Живительная сила мёртвого языка. Как вы знаете латынь?

Знание крылатых фраз на латыни позволяет блеснуть эрудицией каждому, так что кое-что вы наверняка знаете. Проверим?
Пройти тест «Как вы знаете латынь?»
Светлана Бобровская прошла этот тест с результатом:
Одну ошибочку вы допустили, но в остальном — молодец!
Вы отлично знаете крылатые фразы на латыни. Может, вы филолог?

Заинтригованы? Откуда я знаю латынь, если я её никогда не учила? Пройдите тест сами, и вы удивитесь, как много фраз застряло когда-то в наших головах, попав туда из самых разных источников. Однако, разве знание крылатых выражений типа «Memento mori» свидетельствует о знании латинского языка?

Мне кажется, подобный тест убедительно демонстрирует, как слабо соотносятся результаты любого тестирования с истинным знанием материала. Как это связано с ЕГЭ — догадайтесь сами.

Почему в современном мире в элитных учебных заведениях изучают латынь? Им что, больше нечем занять учащихся? Зачем изучать латынь, если это мёртвый язык? Однако, почему-то всё шире внедряют изучение латыни в школьные программы в Англии, США, европейских странах и даже Корее и Японии.

Невероятно, но факт: нам преподносится как высшее достижение реформы внедрение электронных учебников, интерактивных досок, мультимедийных пособий (приложений к учебникам) и обустройство школ специальными демонстрационными кинотеатрами, но дети элиты едут учиться туда, где никакой развлекательностью не пахнет, доступ к интернету резко ограничен, и под руководством строгих педагогов они учат латынь, древнегреческий и массу других предметов, которые признаются «лишними» для наших школьников. Там изучаются консервативные классические предметы в консервативном классическом сочетании.



«Чрезмерное увлечение Интернетом, в какие бы благие одежды оно ни рядилось, превращает человека в рассеянного, поверхностного потребителя информации» (Михаил Телегин)

У нас идут непрекращающиеся эксперименты над здравым смыслом, изобретают велосипед, измышляют какие-то немыслимые «элективные курсы», сливают отдельные предметы в «комплексы», в результате чего школьники будут получать не знания, а лишь информацию о знаниях, то есть фактически не будут способны самостоятельно их добывать, перерабатывать и применять.

В это самое время в Итоне на латынь и греческий, «мёртвые языки», отводится огромное количество часов, но никто не спешит «оптимизировать» учебный план, разгружая несчастных страдальцев от непосильного учебного труда.

Какой-то больной чиновничьей голове померещилось, что ЗУНы — это отстой, но почему-то именно на таком «отстойном» основании держится система обучения в элитных школах Европы, куда отправляют своих деток руководители всех уровней, подальше от экспериментов родного министерства образования!

Никогда не работавшие в школе методологи и психологи вдруг решили, что объяснительно-иллюстративный метод обучения безнадежно устарел. Мол, современные дети порой знают больше, чем их учителя, благодаря Интернету. Общественности усиленно навязывается мнение о том, что без модернизации образования нет прогресса, однако результаты реформ свидетельствуют о катастрофическом падении уровня последних школьных выпусков! От наших людей тщательно скрывается правда: все навороченные компьютеры и интерактивные доски в подмётки не годятся очному, изустному педагогическому общению с увлечённым и знающим педагогом.

Обезличенность и техническая опосредствованность процесса обучения направлены на экономию средств. Создавая иллюзию благополучия, на самом деле реформа предназначена для бедных слоёв населения, которым предназначено стать не более чем обслуживающим персоналом «Большой Трубы».

Живой специалист высокой квалификации неизмеримо важнее любых технических средств обучения в школе, всяких видео-конференций, вебинаров, интерактивных моделей и прочее, но действительно хороший специалист дорого стоит! Элитные школы стремятся заполучить преподавателей суперкласса. Авторитет учителя высок и всемерно поддерживается (сравните с состоянием наших учителей).

В элитных учебных заведениях Англии учиться по учебникам считается дурным тоном. Учащиеся знают, что учёба – это максимально серьёзный труд, а не игра. Никаких скачанных из Интернета готовых работ! Самостоятельное углубленное изучение первоисточников, штудирование монографий, подготовка письменных работ по разным дисциплинам дает почувствовать, что корень учения горек, да плод его сладок.

Получив крепкий фундамент, можно возводить прочное здание. Развитие самостоятельного аналитического мышления учеников и укрепление их интереса к поиску новых знаний, то есть обучение умению учиться — принцип хорошей гимназии. Такими гимназиями когда-то гордилась Россия. Советская школа значительное время сохраняла эти традиции, и по подходу к организации обучения была близка к зарубежным элитным школам. «Удивительно, так, как мы в западных странах учим только элиту, – вы в СССР учите всех» — отмечали западные ученые.


Изучение латинского языка даёт фундамент, открывает доступ к восприятию как европейской, так и русской культуры. Латынь развивает память, логику, мышление. Ученики, изучающие латинский язык, усваивают любые другие предметы на 50% легче и быстрее, и об этом свидетельствуют исследования, проведенные в Европе. Латинский язык участвует в развитии абстрактного мышления, без которого невозможно становление высокого интеллекта.

Древние языки (латынь и греческий) и математика представляют собой законченные и совершенные логические структуры, а потому являются блестящим инструментом развития умственных способностей. Изучение латинского языка помогает разбираться в происхождении слов живых языков, в понимании смысла многих терминов без специального перевода, запоминать правильное написание трудных слов. Знание латыни приобщает к истокам и лучшим образцам европейской и цивилизации. Латынь — великолепная гимнастика для ума. Не случайно во многих закрытых европейских школах латинский язык изучают со второго класса! Для поступления в легендарный Итон (где учатся английские принцы и высшая элита страны), мальчики в 13 лет уже обязаны знать латынь и французский.

Быстрый вход в латыньЯ могу еще долго рассказывать о том, как важно и полезно изучение «мертвых» языков для классического элитного образования, но думаю, вы уже готовы заняться поиском гимназий, в которых преподается латынь у нас? Такие гимназии есть. Есть и курсы, где можно изучать латинский язык, можно найти преподавателей для частных уроков. Правда, следует предупредить: очень многие латинисты — это переквалифицировавшиеся учителя французского, оставшиеся без работы. Можно учить латынь, используя материалы специального сайта http://www.lingualatina.ru/, или взять курс «Быстрый вход в латынь» , чтобы осваивать его всей семьёй. Даже если вы случайно, не изучая латыни, прошли